Транссиб - путь не для слабонервных
В августе и сентябре в «Друзьях на Банковском» чуть ли не каждый пятый гость собирался поехать в путешествие по транссибу. Немцы и испанцы, голландцы и американцы – всех интересовала загадочная Россия и не только Питер с Москвой, но и глубинка. Поразившись этому интересу, администраторы Друзей еще тогда попросили всех отписаться о результатах своих приключений. И вот вашему вниманию представлены четыре разных взгляда на транссибирский (у кого-то трансмонгольский) путь.
Барселонец, живущий в Гемании, Анхель изначально собирался путешествовать один, но, слава богу, его друг Мартин, коренной немец, загорелся этой идеей и они поехали вдвоем.
В Петербурге мы с ребятами вместе ходили по барам и лазали на крышу, от них нам остался пламенный отзыв в книге и хорошие воспоминания.
Я поговорила с Анхелем по скайпу и записала некоторые его впечатления от поездки:
«Это было самое незабываемое путешествие в моей жизни. После Екатеринбурга на нашем пути не было практически никого, кто бы говорил по-английски».
«Курьезная ситуация случилась с нами в поезде, на третий день путешествия. В ваших туалетах очень странные краны, на них нужно нажать снизу, чтобы полилась вода. Мы не знали этого и думали, что кран испорчен. Поэтому мы просто покупали воду в бутылках на остановках и умывались ей. Как-то раз, наши соседи - русские дамы преклонного возраста, заметили, что мы ходим в туалет с бутылками воды и подумали, что мы пьем из-под крана. Полчаса ушло у них на попытку разъяснить нам, что пить эту воду нельзя. Я же в свою очередь пытался втолковать ей, что эту воду я купил и она хорошая, и я ей мою руки. Через некоторое время в наш диалог вмешалась проводница, но безрезультатно. И только когда мы пошли с ней вместе в туалет и я показал, что кран, как я думал, не работает, до них-таки дошло, что бедный я просто не умею пользоваться русским поездом!»
«Мы увидели дикую Россию. Пейзаж за окном однообразный, зато путешествовать в поезде приятно – очень много времени, чтобы реально отдохнуть: почитать, послушать музыку, поговорить со своим другом на философские темы».
«Самое яркое впечатление – различие между западной и восточной Россией. На западе люди открытые, европейские, а переехали Урал – никто не улыбается, все серьезные, замкнутые».
«Удивил меня тот факт, что много мест в России попросту не используются. Можно было построить производства или жилье для людей, зато природа сохранилась такой, какой она была всегда – это тоже очень интересно».
«Еще одно яркое впечатление – день на острове Ольхон на Байкале. Мы взяли велосипеды, чтобы доехать до конца острова, но это оказалось слишком далеко. У нас закончилась пресная вода, вокруг не было ни одной машины, да и мой друг Мартин плохо себя чувствовал, я подумал тогда, что мы так и останемся здесь на острове навсегда. Но мы пересилили усталость, доехали до пляжа, искупались, набрали воды из озера и чуть-чуть ожили».
Хосе Луис Рубио Гарсия - эколог из Мадрида - единственный из путешественников доехал до Тихого океана, последним пунктом его путешествия был именно Владивосток, а не Пекин как у других.
Хосе прислал мне письмо по почте, в котором больше фактов, чем эмоций. Хосе тоже отмечает, что после Санкт-Петербурга ему встречалось мало людей, говорящих на английском, кроме того он выучил очень мало русских слов.
«Но, в общем и целом, мое путешествие было чудесным, и из-за мест, которые посетил, и из-за людей, с которыми познакомился. За три недели я сделал 18 пересадок: выехал в понедельник 6 августа из Санкт-Петербурга и прибыл в понедельник 27 августа во Владивосток. Посередине были Москва, Владимир, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Омск, Томск, Новосибирск, Красноярск и наконец Владивосток! И потом я даже поехал в Южно-Сахалинск!» (к этому прилагалась таблица с расписанием всех поездом, ценой за билеты и прочей статистикой).
«Это было эпическое путешествие больше, чем 11 км и, без сомнения, оно не было скучным ни на минуту. Половину дней я спал в поезде, а другую половину – в хостелах типа «Друзей» или в комнатах отдыха на остановках. Мне кажется, самое дорогое в России – отели, и очень мало возможностей жить дешево».
«Меня очень удивило, что так мало коренных жителей в Сибири: большинство населения всех городов этнически русские. Сильный контраст был между историческими зданиями и зданиями Советской эпохи – оба стиля очень разные, но для меня оба привлекательные. Однако, пейзаж за окном поезда был немного не таким, как я ожидал: бесконечная тайга с соснами и березами. Это была будто пустыня, наполненная деревьями».
«В общей сложности вместе с билетами на самолет из Испании в Россию и обратно я потратил на путешествие 2000-2500 евро».
«По правде говоря, это путешествие оказалось легче, чем я ожидал. Поезда всегда приходили во время, и поэтому было очень легко планировать. И все устройство железной дороги очень облегчало путь: камеры хранения, камеры отдыха, кондиционеры и забота проводницы. Я уверен, что нигде в мире нет такой выдающейся ж/д системы по соотношению функционирования и расстояния».
«Озеро Байкал мне понравилось, особенно благодаря мифу, с ним связанному, но оно не сильно впечатлило меня своей красотой. К счастью, пейзаж не сильно разрушен городами, инфраструктурой или предприятиями на берегах озера. Хотелось бы, чтобы так было всегда! Живая природа это главное сокровище, которое у нас есть, и ее еще много осталось в Сибири».
Голландец Хенно тоже путешествовал в одиночку, но благодаря своей жизнерадостности, практически в каждом городе находил друзей.
Хенно в своих заметках подмечает детали разных городов: самую высокую башню в мире и самое короткое метро в Екатеринбурге, национальный парк "Столбы" в Красноярске, матч Локомотив-Спартак в Москве, постоянно сравнивает русские места с Голландией, особенно поселок Листвянку на озере Байкал.
Уличная жизнь Улан-Батора, поездка на лошадях по снегу, национальная кухня – все нашло отражение в его письмах. Его очень поразила трапеза с монголами, когда хозяин юрты, орудуя личным ножом, угостил его самым лучшим кусочком козлятины – ухом! «Я вынужден признаться, это было очень вкусно!» По его описаниям, там постоянно пьют водку, чтобы согреться. «Мы поехали на рыбалку. По дороге мы заехали купить еще водки. Через некоторое время он уже предложил мне выпить. Я был очень рад, что он предложил выпить только половину бутылки, так как еще не было и 12 дня».
Путешествие Хенно закончилось в Китае. Из его обширного повествования о китайском быте мне особенно понравился этот кусочек:
«Из-за экономического развития больше и больше китайцев могут позволить себе путешествия. Но все еще есть китайцы из деревень, которые никогда не видели белого человека и которые хотят исподтишка сфотографировать тебя. А если ты смотришь на них, они изображают святую невинность и пытаются показать, что они на самом деле снимают дорожный знак позади тебя… Довольно забавно».
Пока создавался этот текст, к нам в отель заселилась ирландка Пегги, для которой Санкт-Петербург был последней точкой её трансмонгольского путешествия.
«Я решила начать с Монголии, потому что я действительно очень хотела увидеть пустыню Гоби. Раньше я знала об этом месте только понаслышке и из базового курса географии, я никогда не думала, что окажусь там».
«В поездах было очень тепло, но на остановках иногда даже шел снег! Например, в Красноярске. В моей стране снег идет от силы 5 дней в году, и я не привыкла к снегу в октябре».
«Очень мало людей на моем пути говорило по-английски. Мне удалось выучить всего несколько слов. На острове Ольхон я познакомилась с группой, где одна девушка знала английский. Ей пришлось очень много переводить мне».
«Друзья» рады быть домом для таких путешественников, как Анхель, Пегги, Хенно и Хосе, а в душе многие из нас сами не прочь бы рвануть покорять Сибирь и Монголию, а, может, кто-нибудь уже...?
Байкал - сказка!